- Статья Волкова

Один из признаков лженауки — маскировка научными терминами. Все «астрологи», «маги», «колдуны» и иже с ними «деятели телевидения» стремятся всеми правдами и — в большинстве своём — неправдами присвоить себе «звания», которые принадлежат научному сообществу и за сотни лет заслужили себе авторитету обывателя. Особой популярностью пользуется звание «академик», которое в научной среде является высшим и наиболее почётно. Также «академичность» используется в названиях шарлатанских учреждений — например, есть такая «Общественная организация „Международная академия информатизации“» (www.iiaun.ru), которая три года назад стала (попытайтесь сохранить серьёзность) «лауреатом конкурса „Элита информациологов мира 2005“».

 

 Советский психолог ленинградской научной школы Борис Герасимович Ананьев (1907—1972) около 40 лет назад высказал свои соображения о необходимости такой области психологии, которую он назвал «онтопсихологией». Онтогенез, как известно, — это эволюция развития индивида. Под онтопсихологией Б. Г. Ананьев предложил понимать развитие индивида, рассмотренное с учётом следующего шага в развитии человека — в контексте его личности, т. е. в контексте целостного жизненного пути человека в обществе. По замыслу учёного, онтопсихология должна была стать «синтезом генетических (возрастных) и дифференциально-психологических (личностных) дисциплин». Ещё одно описание термина для онтопсихологии у Б. Г. Ананьева — «целостный жизненный цикл человека».

 

 Примерно же в это время, в 1970—1973 годах, итальянец Антонио Менегетти (Antonio Meneghetti, 1936 г. р.), получивший в 1962 году, выражаясь современным языком, неполное околобогословское «образование» библиотекаря (!) (позже сам себе он стал приписывать непонятный «диплом философа с психологическим уклоном»), вдруг начал бессистемно заниматься «психологической терапией» — делалось это им по принципу «типа, как я это понимаю», причём в некий винегрет смешивались разные (научно не признанные или же не достаточно теоретически обоснованные) «психотерапии» типа психоанализа, гуманистической и экзистенциальной психологий. На его психотерапевтическую «практику» обратили внимание и российские клинические психологи: имя Менегетти, хоть и одной строкой или одним абзацем, но всё же стало иногда появляться в советской, а позже — и российской психологической литературе.

 

 После развала извне Советского Союз в 1991 году, в стране начался хаос, в научных институтах произошёл резкий спад критичности, была устранена научная добросовестность и контроль со стороны государства. Как и в любой период социальных потрясений, в стране резко возросло количество психических отклонений, причём общество перестало их хоть как-то контролировать (яркий пример «официальных сумасшедших» — российские правозащитники и либерально-демагогическая обамовская администрация). Как и в предпринимательство, первыми «в науку» ринулись шарлатаны и прочие проходимцы (такое положение дел, по крайней мере, в бизнесе, сохраняется в России и сегодня, на исходе первого десятилетия XXI века).

 

 В результате всех этих кризисных явлений на руины советской науки пришла новая формация «„учёных“ с большой дороги» — такой термин введён в 2001 году советским физиком Эдуардом Павловичем Кругляковым, который возглавляет созданную в 1998 году Комиссию по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований (www.ras.ru/win/db/show_org.asp?P=.oi-2357.ln-ru) при Российской академии наук (РАН, www.ras.ru). С 2006 года Российская академия наук 2 раза в год издаёт «Бюллетень в защиту науки» (обозначается как «научно-популярное издание»), в аннотации его первого выпуска указано: «Сборник содержит статьи, рецензии и обращения в Правительство РФ и средства массовой информации, подготовленные в ходе работы Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований РАН. Эти материалы направлены на разоблачение псевдонаучной и антинаучной деятельности; они обосновывают необходимость сохранения и развития подлинной науки в нашей стране». Прочитать бюллетень можно:

 — www.ras.ru/digest/fdigestlist/bulletin.aspx — на сайте Российской академии наук в картиночном формате pdf;

 — http://lib.rus.ec/a/36569 — в электронной библиотеке «Либрусек» (lib.rus.ec) в текстовом формате.

 

 Дальнейшее развитие «учения» «от Менегетти» показало, что никакого отношения ни к психологии, ни к «науке вообще» это «направление» словоблудия не имеет (и не имело раньше). Сам «отец-основатель» Антонио Менегетти во избежание проблем с законом не называет свою деятельность научной, никаких научных публикаций он не имеет, ни в каких научных учреждениях никогда не работал.

 

 Тем не менее, Менегетти сумел укорениться в околонаучном сообществе: Клондайком для него стала Россия, а конкретно — старейший в стране (1819 год) и один из авторитетнейших Санкт-Петербургский государственный университет (www.spbu.ru), на факультете психологии (1965/1966, www.psy.pu.ru) которого в 1998 году была создана специализация «Онтопсихология», а в 2004 году создана отдельная кафедра онтопсихологии (www.psy.pu.ru/index.php?n=44). В умах отечественных деятелей науки произошло чудовищное смешение, отождествлении «онтопсихологии А. Менегетти» и «онтопсихологии Б. Г. Ананьева», когда как две эти «онтопсихологии» являются друг для друга омонимами (как «лук, который репчатый», и «лук, что со стрелами»), хотя формально образованы от одних и тех же корней. «Онтопсихология А. Менегетти» имеет к «онтопсихологии Б. Г. Ананьева» в частности, психологии вообще и науке как таковой такое же отношение, как «Общественная организация „Российская академия естественны наук“» (www.raen.ru) к Российской академии наук (www.ran.ru). Кстати, подобный кризис существует и в архитектуре: многие современные «дизайнеры» считают, что «архитектурный проект» — это распечатанная на цветном принтере картинка фантастического внешнего фасада здания, когда как архитектурный проект подразумевает чертежи чуть ли не каждого квадратного сантиметра площадей всех этажей и даже экономический расчёт проведения инженерных коммуникаций и возведения здания.

 

 Как уже было сказано, особенно большие корни паразитический сорняк от Менегетти пустил именно в России (а также в Бразилии, Германии, Латвии и на родине в Италии) — примечательно, что ни в итальянской (it.wikipedia.org), ни в англоязычной Википедии (en.wikipedia.org) о нём нет ни слова, когда как в российской (ru.wikipedia.org) ему и его онтопсихологии посвящена достаточно обширная статья (которая создана в июле 2008 года). При всей условности сведений, размещаемых в Википедии на условиях «отказа от ответственности» в их достоверности, зачастую они являются единственной более-менее структурированной информацией, доступная по тому или иному вопросу. Статья «Антонио Менегетти» составлена явно адептом онтопсихологии и преследует цель продвигать это «не пойми что», когда как статья «Онтопсихология» отражает сравнительно объективное положение дел.

 

 Выдержки из статьи «Онтопсихология» в российской Википедии:

 «

 Онтопсихология — <…> религиозно-философское учение итальянского автора Антонио Менегетти. <…> Менегетти, по его словам, никогда не помышлял о создании новой науки. <…> Официально онтопсихологическая школа была основана в 1970 г. <…> Сегодня «Международная ассоциация онтопсихологии», в числе более чем 2000 неправительственных организаций, обладает специальным консультативным статусом при Экономическом и Социальном совете ООН. <…> Онтопсихология, по мнению её создателя, исследует первопричину, от которой берет начало существование человека и до которого человека нет: это начало, определяющее бытие или небытие. Онтопсихология использует все способы прочтения реальности и принимает во внимание все науки, занимающиеся анализом человеческой феноменологии. <…> Онтопсихология претендует на то, что обнаружила три аспекта реальности, являющиеся ключевыми для понимания человеческого существования. Именно на данных явлениях основывается теория и практика онтопсихологии: <…> 2) семантическое поле (под этим взятым из лингвистики термином подразумевается базовая коммуникация, которую жизнь использует между своими индивидуациями). <…> Критики онтопсихологии утверждают, что она является альтернативой религиозной секты, есть масса пострадавших в психосоциальном плане, во многих странах преследуется законом. <…> Представляет собой взвешенную смесь из дианетики Хаббарда смешанной с уфологией. Частые случаи суицида. <…> Доктор Сюзен Блэкмор считает, что онтопсихология — это мешанина из искаженных частей меметики и популярной психологии. В 1998 Министерство внутренних дел Италии внесло «Ассоциацию онтопсихологии», наряду с саентологией, в список опасных сект. Итальянский «Центр по изучению новых религий „CESNUR“» включил эту организацию в энциклопедию «Религии в Италии». В Бразилии онтопсихология не признана Федеральным советом по психологии, вследствие чего, онтопсихологическая практика является незаконной, а ряд бразильских ученых называют ее «псевдонаукой».

 »

 

 Ещё цитата: «Идеология онтопсихологии комбинирует библейские мотивы с уфологией, психологией и оккультизмом».

 

 В целом, деятельность Менегетти — это мошенничество международного авантюриста, единственная цель которого — «четыреста способов отъёма денег» у населения, вот некоторые из них:

 

 — ограбление гражданского населения через секты (разные поборы и оплата всевозможных «курсов» по «повышения ступени»). Утверждается, что всё плохое в мире — чуть ли не от инопланетян, а также, что семья, близкие и друзья отнимают силы и энергию, не дают раскрыть своё истинное природное предназначение — в общем, проповедуется изоляционизм и подчинённость золотому тельцу, реальная цель всего этого — заставить человека зарабатывать как можно больше ради всё новых и новых «курсов» и «ступеней», стоимость которых по мере «продвижения» увеличивается в геометрической прогрессии. Анатолий Глен в латвийском сетевом «издании журналистских расследований» «Kompromat.lv» 11.09.2007 в заметке «„Профессор“, который разрушает психику?» (www.kompromat.lv/item.php?docid=readn&id=3625) обращает внимание на следующее обстоятельство: «На своей странице в интернете „Школа под Елгавой“ представляет его как Antonio: www.foil.lv, а в госучреждениях он представляется уже Tonino. Причём, и на самом итальянском языке профессор значится как Antonio Meneghetti (см., напр., www.foil.it/foil.php?x=pubcat). Казалось бы, ерунда, но в случае судебных исков подобные детали могут стать решающими». А на довольно обширном сайте «Ontopsychology: critical page» onto.provocation.net, на котором на 4-х языках (русского нет) собирается разоблачительная информация о Менегетти, указывается (перевод найден в сети): «Одна из стратегий онтопсихологической секты — непрерывно открывать и закрывать различные организации и офисы, меняя их названия и названия теоретических идей, тем самым избегая преследований по закону». В Бразилии существует сообщество с весьма красноречивым названием «Ассоциация жертв онтопсихологии», которое с 2002 по 2008 год вело сайт «Онтопсихология — это преступление» («Ontopsicologia é crime», www.ontopsicologia.com.br);

 

 — паразитирование в бизнес-среде (на бизнесе). Создание «обучения», которое встраивается в курсы «менеджеров делового администрирования» (МБА, MBA, master of business administration), а иногда и подменяет их (так называемый «онтоменеджмент») — например, в «Урало-Сибирском институте бизнеса» (www.ursib.com). Собственный проект Менегетти, основанный на демагогии и муссировании слова «лидер», называется «Междисциплинарное онтопсихологическое формирование лидера» (ФОИЛ, ит. FOIL — Formazione Ontopsicologica Interdisciplinare Leaderistica, www.foil.it), в России он стартовал в 2001 году под названием «Консалтинговая группа „ФОИЛ“» (www.foil.com.ru), которая обещает «раскрыть глубинные психологические причины любых процессов, взаимосвязей и решений в бизнесе». В марте 2009 российский «ФОИЛ» искал себе «руководителя отдела бухучёта и аудита» с зарплатой «от 75 тыс. рублей» (т. е. от 2250 долларов). Также проводятся «конгрессы по бизнес-интуиции» (а почему не свидания по ядерной химии?);

 

 — открытие издательств, которые имеют «эксклюзивное право» печатать «труды» Менегетти. В России это издательство «Онтопсихология» (www.books.onto.ru) с представительствами в Москве и в Санкт-Петербурге. Под предлогом «эксклюзивности» цены зашкаливают: на март 2009 года цена «печатного труда» доходит до 3 тысяч рублей, т. е. 90 долларов, что неоправданно большая сумма (проще говоря, безумные деньги) даже для якобы благополучной заграницы (Европы, США). Если вы хотите почить что-нибудь на тему «женщина: секс, власть, благодать», «практической философии» или, наоборот, «метафизики психотерапии» — вам прямой путь в издательство «книг» Менегетти;

 

 — открытие в 2006 году бутиков одежды «от Менегетти» в Москве, Екатеринбурге, в том числе и на Украине (в Киеве): мужская рубашка стоит 400—500 евро (т. е. 540—680 долларов, 18000—22500 рублей), пальто — 1500—2000 евро (т. е. 2000 —2700 долларов, 68000—90000 рублей);

 

 — торговля картинами, написанными «великим и ужасным», а также архимегасупер-пупер-гениальным Менегетти. Вот свидетельство одного из счастливчиков, их узревших: «Абстрактное нагромождение на холстах широкими жестами раскиданных линий и пятен маслом» (цит. по: Афиноген Акиншин «Адепты Менегетти провели тусовку… в „Доме Москвы“ [г. Рига, Латвия]», статья 15.10.2007 в латвийском сетевом «издании журналистских расследований» «Kompromat.lv»: www.kompromat.lv/item.php?docid=readn&id=3708). Кроме картин («живописи»), Менегетти торгует керамикой, скульптурой, предметами интерьера (в том числе, и стульями), ароматизаторами, «оригинальными калькуляторами», «часами наручными со швейцарским механизмом и репродукцией картины А. Менегетти» за 15 тыс. рублей (т. е. 500 долларов), и прочей бессмысленной мишурой — проект называется «Онто-арт», то бишь «онтопсихологическим искусством» («OntoArte», www.ontoarte.ru), в России он обирает невежд с 2004 года, в Италии — с 70-х годов XX века;

 

 Не знакомые с реалиями Запада с его развитой индустрией лженаук и шарлатанов разных мастей (переняв «западные „ценности“», Россия имеет теперь всё это мракобесие у себя), корифеи советской психологии Б. Г. Ананьев, Ю. М. Забродин, А. А. Крылов, Б. Ф. Ломов 30—40 лет назад имели неосторожность встречаться с Менегетти — и вот уже почти полвека жулик Менегетти козыряет этим, а российские учёные, как малые дети, безоговорочно доверяют авторитету этих учёных, не видя, что произносит их преступник, по которому навзрыд плачет тюрьма нескольких государств.

 

 Менегетти, этот новоявленный земляк графа Калиостро, сумел обоять не только Санкт-петербургский университет, где работали Забродин, Крылов и Ломов, но и «Государственный университет „Высшая школа экономики“» (ГУ-ВШЭ, www.hse.ru), в котором на факультете психологии на кафедре психологии личности доктор психологических наук Александр Борисович Орлов читает курс по выбору «Онтопсихология и онтотерапия», забивая ненужной информацией головы российских студентов и, без сомнения, негативно влияя на их личности и научные воззрения.

 

 Доходило до смешного: даже официальный орган Правительства России — «Российская газета» (www.rg.ru), основанная в 1990 году, в 2000 году уделила Менегетти внимание: в частности, была напечатана статья Юлии Малаховой «Матрица определяет судьбу?» (www.rg.ru/anons/arc_2000/0602/hit.htm).

 

 В общем, перечислять «заслуги» Менегетти можно до бесконечности, как и разнообразные, регулярно выдумываемые им «титулы», но нас интересует другое — в начале XXI века в России стали плодиться разнообразные «онтопсихологические» центры, которые предлагают свою помощь в воспитании детей.

 

 Для начала следует дать информацию, как сам Менегетти представляет себе роль матери — вот как пересказала слова женщина, муж которой посещал «курсы» Менегетти: «„Женщины рожают детей от лени“, „женщины прикрываются ребёнком“, „рёбенку достаточно 15 минут в день для общения с родителями, и то, только если родитель в хорошем настроении“ и т. д.». А вот цитаты из тоненькой брошюрки лекций Менегетти «Онтопсихологическая педагогика» (перевод Дмитрия Петрова, адепта Менегетти, www.sbor.net/~daos/biblio/ontoped.html): «Женщина не запрограммирована природой настолько, чтобы неизбежно стать матерью. <…> Пара не нуждается в браке, он нужен только для обеспечения социальной гарантии детям. <…> Успешно самореализоваться способны только дети, выросшие в атмосфере здорового эгоизма. <…> Человек — это рождение жизни. <…> Мы являемся продуктами познающей себя жизни, и мы остаемся за её пределами, потому что игнорируем то, что заложено в нас», — и прочая ахинея малообразованного негодяя. Ещё «выдержка из трудов профессора А. Менегетти по онтопсихологической педагогике»: «Конечной целью [онтопсихологической] педагогики является содействие процессу развития ребенка через функциональное усиление импульса его онто Ин-се, а значит, обеспечение его исторического аутоктиза как воплощения духа». В общем, мракобесие, которое, внедряясь в образование и терапию, становится преступлением.

 

 Признаком таких «центров», кроме самого указания «онтопсихологический» является апелляция к душе и богу. В советской психологии, к которой можно относиться как угодно, но только не без уважения и невежества, в частности, справедоливо указывалось, что психология сразу заканчивается там, где появляется слово «душа» — как только заявляется, что это направление психологии «изучает душу», это направление перестаёт быть психологией. Аналогично дело обстоит и с разными «православными психологиями» и прочих апеллирующих к богу.

 

 Заглянем на сайты первых попавшихся «онтопсихологических» «организаций»:

 — www.trialog.ru, «центр психологического консультирования» «Триалог», в котором, кстати, работает уже упоминавшийся ранее А. Б. Орлов. На главных страницах сайта — сплошь «бого-манифесты», цитаты, выдранные из Виктора Франкла: «Когда вы говорите с собой наиболее искренне и в полном одиночестве, тот, к кому вы обращаетесь, по справедливости может быть назван богом», «…бог — партнёр в ваших наиболее интимных разговорах с самим собой» и всё в том же духе;

 — www.onto.ru, «Славянская ассоциация онтопсихологии» (САО, с 1996 года) — уже в названии видим аналог «грузинской математики»;

 — www.ontosano.ru, «Центр новой педагогики для родителей „OntoSano“». Основатель центра Лидия Сергеевна Дубровских — «практикующий психолог с 15-летним опытом индивидуальных консультаций, акушер-гинеколог с 18-летним стажем», она является «автором уникальных программ» типа «Как работать с телом, чтобы открыть интуицию»;

 — www.ontopsyholog.ru, «Частный психологический центр „Онто“» с вывеской-слоганом «Пространство души». Есть и клинические разъяснения: «В отличие от других психологических школ онтопсихология рассматривает пространство души как всеобъемлющую субстанцию, что позволяет решать все проблемы человека без исключения. <…> Терапевтический эффект достигается не только за счёт реконструирования структуры бессознательного [у] пациента в ходе тренингов или консультаций, но и за счёт непосредственного участия Души онтотерапевта в процессе восстановления позитивных начал пространства Души пациента. То есть, осуществляется прямая помощь Душе Душой». На сайте также размещён шизофренический стишок: «Я Солнце! Я горю и свечусь! // Я Солнце! Я встаю и сажусь! // Я Солнце! Я лечу высоко! // Я Солнце! И мой ключ глубоко» (уж не ключ ли зажигания имеется в виду — как-никак солнце?). «Психологи» центра, кроме обычного образования, имеют ещё и «альтернативное» (как тут, по аналогии, не вспомнить маргиналов в США, которые уродство предлагают считать «альтернативной красотой», даунов и прочих умственно неполноценных — «альтернативно одарёнными» и т. д. и т. п.).

 

 Если резюмировать, немного — для лучшего запоминания — каламбуря, то «Менегетти — это менингит для психологии».

 

 Российские психологи и педагоги не должны ни в коем случае путать научную онтопсихологию Б. Г. Ананьева (которая, к сожалению, была только обозначена в 70-х годах XX века, но за прошедшие с тех пор 40 лет так и не получила хоть какого-то развития) и лженаучную «онтопсихологию Менегетти».